Шедевры русского искусства

Нижегородский государственный художественный музей часто называют музеем русского искусства, настолько полно и разнообразно представлена отечественная живопись и графика в его собрании. Практически нет ни одного известного имени русского художника, работа которого не значилась бы в музейных фондах. Но, конечно, самые значительные произведения размещены в экспозиции музея. И в каждом из залов есть свои шедевры.

Портрет воеводы И.Е.Власова. 1695

1

Одна из чрезвычайно редких сохранившихся до нашего времени парсун (от слова персона - личность), созданная предположительно по заказу Петра I. Подписана и датирована автором - изографом Московской Оружейной палаты. Известно, что изображенный в произведении И.Е. Власов в 80-х годах XVII века был воеводой в Сибири, участвовал в качестве полномочного посла при заключении первого договора между Россией и Китаем. Стремление запечатлеть портретные черты конкретного человека сочетается в парсуне с иконописными приемами. Окружающее пространство трактуется знаково, что позволяет как равноценные показывать надпись в картуши, герб, булаву и пейзаж - один из первых светских пейзажей в русской живописи.

Картина происходит из собрания Шереметевой-Клейст.

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. 1740-е гг

2

В работе немецкого художника из города Штутгарта, приглашенного к русскому царскому двору, изображена будущая императрица Екатерина II. Портрет выполнен в характерном для европейского искусства той эпохи изысканном стиле рококо. Фигура молодой женщины подобна изящной статуэтке, а светлая зеленовато-серая цветовая гамма напоминает тонкий фарфор.

Картина была подарена музею М.Н.Ширшовой в 1896 году.

Каскады папского дворца в окрестностях Рима. 1818

3

Этот величественный, торжественный пейзаж построен по законам классицизма с обязательным четким делением на планы и использованием трех основных цветов - зеленого, коричневого и голубого. Художник создал образ вечной и гармоничной природы, свободной от всего случайного.

Картина была передана из ГРМ в 1928 году.

Рокотов Федор Степанович (1735/36-1808)
Портрет неизвестной. 1790-е гг.

4

Рокотов - один из наиболее своеобразных, неповторимых русских художников 18 века, мастер камерного, интимного портрета, прямых аналогий которому трудно найти в европейском искусстве. Его модели - в основном представители московского дворянства - кажутся загадочными, словно смотрящими на нас из глубины потемневших зеркал.

Картина происходит из собрания Орловых-Давыдовых.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Портрет А.-Л.-Д. Шмидт. 1780-е гг.

51

Портрет Левицкого, выполненный на уровне лучших европейских образцов того времени, отличает не только живописное мастерство, но и выразительность портретной характеристики модели. Анна-Луиза-Доротея Шмидт - жена скульптора, друга художника, была женщиной уверенной в себе, умной и властной.
Картина была передана Государственным Музейным фондом в 1926 году.

Брюллов Карл Павлович. 1799-1852
Гадающая Светлана. 1836

6

Это единственное произведение К.П.Брюллова на национальную русскую бытовую тему, созданное сразу же после возвращения художника из Италии. Романтический сюжет полотна со сценой крещенского гадания навеян популярной в то время балладой В. А.Жуковского "Светлана". Однако картина имеет самостоятельный характер, ее можно считать своего рода живописной параллелью известному литературному произведению.

Венецианов Алексей Гаврилович. 1780-1847
Девочка с гармоникой. 1840-е гг

7

Один из самых обаятельных детских образов Венецианова, написанный с особой теплотой и вниманием к простому человеку. Художник показал бойкую по натуре крестьянскую девочку, не привыкшую позировать. Она смущенно смотрит на зрителя, держа в руках игрушечную гармонику.

Перов Василий Григорьевич. 1833-1882
На пути к вечному блаженству. 1879

8

Позднее полотно Перова продолжает присущую ему тему скорби, печали - молодая женщина умерла по дороге на богомолье. Не случайно художника называли "певцом печальной музы". Это одно из первых произведений в коллекции, подаренное сыном художника к открытию музея в 1896 год.

Пукирев Василий Владимирович. 1832-1890
Строительство железной дороги. 1871

9

Славу художнику принесла его известная картина "Неравный брак" из собрания ГТГ. Может быть, поэтому Пукирева называют "автором одной картины". Его произведения в музейных коллекциях действительно редки.
В "Строительстве железной дороги" он обращается к актуальной для своего времени теме - разорению крестьян, руками которых строились в России железные дороги.

Репин Илья Ефимович. 1844 - 1930
"Мужичок из робких". 1877

10

Картина является одним из шедевров И.Е.Репина и ярким примером русского психологического портрета. За внешним обличием бедного крестьянина, смиренного и запуганного, сгорбившегося под ударами судьбы, скрывается сильный, порой непредсказуемый характер человека, способного на протест. Не случайно критик В.В.Стасов дал другое название этому портрету - "Мужичок-разбойничек".

Крамской Иван Николаевич. 1837-1887
Женщина под зонтиком. 1883

11

Картина выполнена в жанре пленэрного портрета. Художник создал образ своей современницы - умной, красивой женщины, интеллигентной и одухотворенной. Известно. Что ему позировала племянница - Людмила Федоровна Крамская.

Васнецов Виктор Михайлович. 1848-1926
Ковер-самолет. 1880

12

Широко известная картина Васнецова, написанная на тему русской сказки, была заказана художнику С.И. Мамонтовым и долгое время украшала столовую в его московском доме. Васнецову прекрасно удалось передать состояние полета, а ковер напоминает огромную летящую в предутреннем тумане птицу.

 

 

О клубе

Здесь можно узнать свежую информацию о деятельности музея: о выставках, экспозиции, филиалах, быть в курсе всего, что касается жизни музея.

Выставки

В этом сезоне искусствоведы Нижегородского государственного художественного музея подготовили для вас новые циклы лекций по истории искусства.

Контакты

адрес: Нижний Новгород, Кремль, корпус 3

телефон: +7 (831) 439-03-96
e-mail: artmuseumnnov@gmail.com