Древнерусская иконопись - уникальное явление мирового искусства. В земных зримых образах, являющихся символами и знаками идеального мира, иконопись воплощает представление о Боге -первообразе, доступном только духовному созерцанию. Условный язык иконы многосложен, это особая система приемов для выражения нравственного содержания. Иконы способны сообщить зрителю возвышенные чувства и приобщить его к тайнам мироздания. Для их понимания необходимы не столько эрудиция или специальные знания, сколько внимание и неторопливый вдумчивый просмотр.
Собрание древнерусской иконописи Нижегородского художественного музея насчитывает около 400 экспонатов. В его основу были положены две известные в России частные коллекции, сформировавшиеся в конце 19 - начале 20 века. Это коллекции Г.М. Прянишникова в Городце и Д.В. Сироткина в Нижнем Новгороде. В собрание вошли также произведения из уничтоженных или закрытых после 1917 года храмов и монастырей.
Знакомство с экспозицией музея начинается с древнейших памятников национального искусства - средневековых икон, созданных в 14 -16 вв. в таких культурных центрах Древней Руси, как Новгород Великий, Москва, Ростов, Ярославль, Нижний Новгород.
Среди произведений 17 - начала 18 столетий преобладают работы местных мастеров. Нижний Новгород к этому времени занял положение одного из крупнейших торговых и ремесленных городов Российского государства.
Огненное восхождение пророка Илии, с житием
|
||
Время и место создания - конец XIV - начало XV века, Нижний Новгород или Ростов. Одна из уникальных, древнейших икон в собрании музея, являющаяся памятником национальной культуры. Это единственное известное науке произведение, в котором центральный эпизод легенды: сцена огненного вознесения пророка Илии на небо в огненной колеснице вынесена из клейм на средник. Характер живописи, экспрессивность образов позволяют предположить влияние на мастера искусства Феофана Грека. Икона происходит из частной коллекции Г. М. Прянишникова в г.Городце. |
Архангел Михаил, из деисусного чина
Архангел Гавриил, из деисусного чина
Время и место создания - конец XV - начало XVI века, Нижний Новгород.
Парные иконы архангелов Михаила и Гавриила предназначались для деисусного ряда (чина), средником которого является икона "Спас на престоле, Богоматерь, Иоанн Предтеча", хранящаяся в Государственной Третьяковской Галерее. Эти произведения, вышедшие из одной мастерской, воплотили в себе эстетические принципы искусства Андрея Рублева. Иконы поступили в музей из нижегородского собрания Д.В.Сироткина.
Деисусный чин
Время и место создания - первая половина XVI века, Нижний Новгород.
Деисусный чин ( от греческого "деисис" - моление) - основной ряд древнерусского высокого иконостаса, выражающий идею заступничества людей перед Богом. Глубокое содержание молитвы, обращенной к Спасу, передано в каждом из семи отдельных образов, объединенных единым движением к центру. Деисусный чин происходит из Никольской старообрядческой церкви Нижнего Новгорода
Богоматерь Неопалимая Купина
Время и место создания - XVI век, Москва.
Произведение отличает сложная символическая композиция, основанная на толковании видения пророка Моисея - горящей и несгорающей купины (куста) как прообраза Богородицы. Иконографию дополняют также миниатюрные сцены видений и нарядный лепной растительный орнамент. Икона поступила в музей из нижегородского собрания Д.В.Сироткина.
Богоматерь Владимирская (Витрина)
Время и место создания - конец XV - начало XVI века, Москва.
Небольшая икона принадлежит к самому почитаемому на Руси типу Владимирской Богоматери, создание которого приписывается евангелисту Луке. Она является ярким примером работы мастеров московской школы с характерной для этой школы эмоциональностью и лиричностью образа Богоматери, мягким ритмом плавных линий, гармоничностью чистых, светлых красок. Икона происходит из коллекции Г.М.Прянишникова в г.Городце.
Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием
Время и место создания - XVI век, Нижний Новгород.
Ранее приписываемая к московской школе, сейчас икона считается работой местных, нижегородских мастеров. Колористическое решение этого произведения отличается утонченной декоративностью. Частичные утраты живописи золотого фона не оказывают особого влияния на общее восприятие памятника. Икона происходит из Борисоглебской церкви г.Балахны.
Никола Зарайский, с житием
Время и место создания - XVI век, Новгород.
Икона выполнена в строгом, классическом стиле в традициях древнерусской живописи Новгорода Великого. Возможно, она была привезена с севера на Волгу или написана приезжим новгородским мастером. Образ одного из самых любимых на Руси святых - Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей и путешественников, плотников и торговцев, кажется суровым и мужественным. Икона поступила в музей из нижегородского собрания Д.В. Сироткина.
Снятие с креста
Время и место создания - вторая половина XVI века, Москва.
Произведение является оборотом двусторонней выносной иконы. На лицевой стороне изображена "Богоматерь Одигитрия". Особенности живописных средств - гибкие изящные линии, удлиненные пропорции фигур, светлый колорит - свидетельствуют о влиянии на автора иконы возвышенного и идеального искусства Дионисия и его последователей. Икона происходит из Воскресенской церкви г.Балахны.
Чудо Дмитрия Солунского, с деяниями
Время и место создания - первая половина XVI века, Нижний Новгород (?).
Икона, вероятно, была выполнена либо местным мастером, либо иконописцем ярославской школы. По своим живописным достоинствам, удивительному чувству ритма в построении композиции на среднике и в клеймах - это одно из лучших произведений иконописи в музейной коллекции. Икона происходит из коллекции Г.М.Прянишникова в г. Городце.
Преображение
Время и место создания - XVI век, Нижний Новгород.
Икона из праздничного ряда высокого иконостаса, очевидно, предназначалась для большого православного храма. Золотой фон ныне утрачен, произведение прошло реставрацию в начале ХХ века. Композиция иконы с подчеркнутым разделением верхнего и нижнего регистров и детально проработанным пейзажем восходит к традиции Андрея Рублева. Икона поступила в музей из нижегородского собрания Д.В. Сироткина.
Чудо Георгия о змие
Время и место создания - конец XVI - начало XVII века, Нижний Новгород.
Икона представляет собой наиболее подробный вариант канонического сюжета с большим количеством деталей, повествующих о чудесном спасении святым Георгием Победоносцем царевны Елисавы. Интересна история бытования иконы, которая находилась сначала в Зачатьевском монастыре, сгоревшем в 1685 году, а потом в Георгиевской церкви Нижнего Новгорода, построенной в начале XVIII века и разрушенной в 1932 году.
Огненное восхождение пророка Илии
Время и место создания - конец XVII века, Нижний Новгород.
В иконе изображена традиционная сцена из жития пророка Илии, который был живым вознесен на небо в огненной колеснице. Но особенностью композиции является редкое изображение Оранты в левой верхней части иконы. Произведение только наполовину раскрыто из-под потемневшего слоя олифы. Икона происходит из часовни деревни Притыкино Троицкой волости Ветлужского уезда Нижегородской губернии.
О клубе
Здесь можно узнать свежую информацию о деятельности музея: о выставках, экспозиции, филиалах, быть в курсе всего, что касается жизни музея.
Выставки
В этом сезоне искусствоведы Нижегородского государственного художественного музея подготовили для вас новые циклы лекций по истории искусства.
Контакты
адрес: Нижний Новгород, Кремль, корпус 3
телефон: +7 (831) 439-03-96
e-mail: artmuseumnnov@gmail.com